Кризис — это психическое состояние, при котором человек воспринимает событие или ситуацию как слишком невыносимую и в то же время превышающую его возможности и механизмы преодоления. Это период неорганизованности, надлома, безуспешных попыток преодолеть проблему, бурных, тяжелых переживаний.
Таким образом, кризис вызывает серьезные дисфункциональные изменения в основных сферах психической деятельности человека, а особенно ребенка, у которого до конца не сформирована психика.
Как распознать детские возрастные кризисы?

Период жизни человека от детства до подросткового возраста психологи считают наиболее эмоционально изменчивым, так как этапы стабилизации чередуются с яркими, бурными проявлениями протеста. Непредсказуемое поведение, изменение способа взаимодействия с социумом — закономерные явления, связанные с формированием личности.
Кризисы у детей формируют отношения между взрослым и ребенком. Чтобы направить внутренний надлом детской психики в нужное, творческое русло, родителям следует научиться распознавать виды кризисов, строить доверительные отношения с детьми.
Кризисы у детей делятся на 6 важнейших этапов:
- кризис новорожденного;
- кризис первого года жизни (кризис младенчества);
- кризис 3 лет;
- кризис 7 лет;
- кризис 13 лет (юношеский);
- кризис 17 лет (юношеский).
Стоит подчеркнуть, что эти возрастные показатели являются относительными. Кризис у ребенка может наступить на год или полгода позже, или раньше этих сроков.
Кризис новорожденного
После рождения происходит физическое отделение ребенка от тела матери. При этом ребенок начинает сильно привязываться к ней психологически. В этот период важно проводить много времени с ребенком, разговаривайте, пойте песни, успокаивайтесь. Старайтесь чаще улыбаться, обращаясь к малышу тихим нежным голосом, держа малыша на руках, усиливая эмоциональную и визуальную коммуникацию.
Кризис 1 года
Этот кризисный период возникает в связи с переходом ребенка в более активную фазу жизни. Как физическое, так и психоэмоциональное развитие ребенка приобретает качественно более высокий уровень. Они также начинают осознавать, что мама и папа — взрослые люди с неограниченной властью, которые имеют право запрещать или разрешать определенные вещи.
Научитесь управлять детскими капризами: излишняя ласка так же вредна, как и излишняя грубость. Читайте ребенку сказки, включайте обучающие аудиозаписи, организуйте совместные подвижные игры. Старайтесь занять ребенка полезными делами.
Кризис 3 лет

Трехлетний ребенок болезненно переживает любые ограничения своих действий. Ребенок считает, что он способен принимать решения самостоятельно, так как осознает собственную личность.
Что делать родителям, когда кризис 3 лет?
- искать компромиссные решения конфликтных ситуаций;
- создать атмосферы любви, заботы и поддержки;
- уделяйте достаточно внимания;
- учитывать интересы и увлечения ребенка;
- вовлечение ребенка в активную деятельность;
- помощь в приобретении навыков общения со взрослыми и сверстниками;
- развитие познавательных интересов ребенка через рассказывание историй, чтение книг, отдых на лоне природы.
Кризис 7 лет

Начинается отметка социальной направленности ребенка. Самооценка формируется в отношении к социальной роли в окружающем мире. В этом возрасте дети начинают различать собственную печаль, гнев, обиду, страх или радость, удовольствие, гордость и т.
Начало школьного обучения является серьезным испытанием в процессе социальной адаптации детей. Появляется новая среда, необходимость постоянно устанавливать новые контакты, выполнять требования, выполнять инструкции. Ребенок находится в состоянии сильного стресса.
Реакция родителей на кризис ребенка не должна быть негативной. Демонстрируйте искреннюю поддержку и сочувствие. Спрашивайте чаще ребенка о его чувствах, желаниях, проблемах в школе.
Этот этап жизни молодого человека также характеризуется повышением интереса. Постарайтесь дать исчерпывающие ответы на все его вопросы.
Кризис 13 лет

Переходный возраст у детей характеризуется яркими вспышками эмоций, а также неустойчивостью поведения. Этот кризис приходится на период полового созревания, что еще больше затрудняет ситуацию. Наблюдается снижение продуктивности, способности к обучению и творческой деятельности. Происходит переход на необыкновенную, более высокую ступень интеллектуального развития.
Подросток становится агрессивным, враждебным, отрицает, обесценивает общепринятые нормы поведения, взгляды и нравственность. Возможны также проявления самоизоляции, отчужденности, апатии.
Эффективный способ сохранить отношения:
- демократическая модель поведения, уважайте самостоятельные решения подростка;
- родительский контроль должен иметь минимум критики и запретов;
- построение доверительных, дружеских отношений;
- сопереживание «трагедии» ребенка, интерес к его жизни;
- активный, развивающий семейный отдых, поэтому вам будет полезно знать куда пойти с ребенком;
- мягкое вовлечение подростка в выполнение ответственных заданий;
- заслуженная похвала.
Кризис 17 лет
Начало взрослой жизни, перед ребенком открываются новые горизонты самореализации. Молодежью движет неудержимое желание покорить вершины, проявить собственные таланты, добиться чего-то нового, но главной движущей силой является желание отделиться от родителей, проявить самостоятельность. Родителям следует ожидать повышенной тревожности, нервозности от своих уже почти взрослых детей. Наберитесь терпения, постарайтесь вспомнить собственную молодость. Поддержка и отсутствие завышенных требований, а также свобода выбора являются залогом гармоничного развития молодого человека, успешного в жизни.